История современной автомагистрали "Москва - Нижний Новгород".
Современная автомагистраль Москва – Нижний Новгород имеет давнюю историю. Владимирский тракт связывал центр Северо-восточной Руси – Владимирское княжество – с Киевом, Смоленском и другими землями к западу и югу. Положение Москвы на Владимирке во многом определило ее дальнейшее возвышение. Выдающееся положение дороги отразилось и в названии «Большая Володимирская дорога».
К XVI в., при Иване Грозном, по Владимирке было налажено почтовое сообщение. Для удобства были созданы ямы – особые станции, на которых находилось иногда до 400 лошадей. От названия этих станций и возникло выражение «ямская гоньба» и «ямщик». А с 30-х гг. XVIII вв. дорога обрела дурную славу – по ней начали водить ссыльных и каторжан в Сибирь. «Владимирка кандальная» - так называли дорогу в народе. За год по дороге проходило от 6000 до 12000 заключенных, а за всю ее кандальную жизнь – свыше 2 млн. человек. Среди них были и безвестные люди, и те, чьи имена вошли в историю России: Меншиков Александр Данилович с семьей (1728 г.), семья Долгоруковых (1730 г.), Остерман Андрей Иванович (Генрих Иоаннович, 1741 г.), А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Салтыков-Щедрин, петрашевцы, жены декабристов … По ней в Москву был доставлен Емельян Пугачев в 1774 г. Про Владимирку знала вся страна, о ней слагали стихи и песни, писали картины (И.И. Левитан «Владимирка», А.М. Лаптев «Владимирка», В.И. Якоби «Привал арестантов»).
Осужденных собирали в группы по 200 человек и выстраивали в особом порядке: сначала ссыльно-каторжные в кандалах, в середине ссыльнопоселенцы, прикованные за руки к цепи, затем ссыльные на каторгу женщины, в конце обоз с больными и багажом, с женами и детьми ссыльных. По бокам, впереди и сзади, шел конвой. Перед ссылкой женщинам на голову выдавали серые платки, мужчинам наполовину сбривали волосы, чтобы в случае бегства их было проще поймать (от процедуры бритья волос были освобождены те, кто раньше принадлежал к дворянскому сословию), выдавали серые тулупы с вышитыми на спине тузами: один туз – на вольное поселение, два – на каторгу.
Весь путь длиной 12 тыс. верст осужденные шли пешком в любую погоду. За месяц они проходили 500 верст, а всю дорогу - за 2-3 года. Многие из заключенных умирали по дороге. С постройкой железной дороги ссыльных стали перевозить поездом.
Старинный Владимирский тракт связывал новый центр Северо-восточной Руси – Великое Владимирское княжество с Киевом, Смоленском и другими землями к западу и югу. Положение Москвы на этом пути во многом определило дальнейшее возвышение нашей древней столицы. Выдающееся положение дороги на Владимир отразилось в названии – вплоть до средины XIX в. она называлась Большой Владимирской дорогой, начинавшейся от Рогожской заставы в Москве. Крестьяне деревень и сел по Владимирке содержали на большой дороге постоялые дворы и харчевни, продавали сено и овес для лошадей. Этот промысел мужики сельца Горенки, деревень Леоново, Новой и особенно села Пехра-Яковлевское предпочитали хлебопашеству.
С середины XIX в., с развитием ярмарок среднего Поволжья, правительство обратило внимание на состояние дорог страны. Начались работы по выравниванию полотна дороги Москва – Владимир.
Проезжающие должны были платить особый шоссейный сбор. Небольшой дом напротив ворот бывшей усадьбы Горенки был построен и для нужд почты, и как «дом шоссейного сбора». Горенки был первым таким пунктом на 18 версте Сибирского пути, всего в Московской губернии таких станций было пять. В отличие от других станций, Горенская была каменная. В ней было две комнаты для проезжающих, помещение для выписки подорожных (аналог современного маршрутного листа) и квартира для смотрителя. Кроме того, рядом находилась ямская изба, амбар для фуража и дров, конюшни на 56 лошадей. Горенки давали более трети первоначального и до 70% общего дохода всей дороги, хотя сбор не превышал полутора копеек серебром.
После Бородинского сражения в сентябре 1812 г. Владимирка видела и толпы беженцев, и смертельно раненого Багратиона, и шеститысячный корпус маршала Нея, который прошел по дороге на Богородск. Дорога была свидетелем отчаянного сопротивления российского народа. Здесь бок о бок сражались и партизаны отряда крепостного Герасима Курина, и отряд народного ополчения под командованием генерал-лейтенанта Б.А. Голицына.
Много лет прошло с тех пор, все переменилось и бывшая Владимирка стала оживленной автомагистралью Москва – Нижний Новгород. Загруженность трассы достигает более 70 тыс. автомобилей в сутки, а движение не прекращается даже ночью.