Появление первых славянских поселений на балашихинской земле.
Первые люди появились здесь в эпоху позднего неолита (4 – 2 тыс. лет до н.э.). В районе Бисерова озера обнаружили стоянку древних обитателей этих мест. Анализ находок позволил сделать вывод о том, что жившие здесь люди были предками нынешних угро-финских народов.
До появления первых славянских поселений и становления великокняжеской Руси, по реке Пехорке, как отмечают различные исторические свидетельства, проходила пограничная черта расселения финно-угорских племен.
На высоком левом берегу реки Пехорки (в районе усадьбы Пехра-Яковлевское) находится археологический памятник – городище-капище – место поклонения языческим богам. У местных жителей это место известно под названием Лисья гора. Рядом находится рукотворное «чудо», огромная насыпная гора, состоящая из тысяч тонн строительного и бытового мусора, свезенного сюда в 70-80-е годы XX века. На западном пологом склоне ее был устроен скоростной спуск, снабженный электроподъемником. Свое название – «Лисья гора» – получила якобы от расположенного поблизости Салтыковского зверосовхоза, специализирующегося на развитии редких пушных зверей, в т.ч. и черно-бурых лисиц. И мало кому известно, что рядом со свалкой расположено древнее городище с хорошо просматриваемым рвом вокруг. Оно интересно тем, что имеет почти правильную округлую форму, на его площадке отсутствует культурный слой – показатель того, что здесь не было стационарного поселения, и это довольно мощное по тем временам укрепление могло использоваться лишь как временно
е убежище для окрестных жителей в случае приближения опасности.
А около городища обнаружены древнеславянские поселения (селища), в т.ч. относящиеся к начальному этапу славянского освоения нынешнего Подмосковья. От этих селищ следов почти не осталось, за исключением разве что культурного слоя. Поэтому основные сведения о древних славянских племенах, заселивших эту территорию в VIII – X веках, ученые черпают при раскопках курганных захоронений. Изучая славянские могильники, археологи пришли к выводу, что они делятся на два основных типа. Одно из наиболее заметных отличий несут в себе женские украшения для волос – височные кольца. В одних курганах они имели форму кольца с семью большими лопастями, в других напоминали браслет. Сопоставление мест обнаружения этих находок с данными о расселении древних славянских племен позволило сделать вывод, что семилопастные кольца характерны для культуры славян-вятичей, а браслетообразные – кривичей.
На территории нынешнего городского округа Балашиха оба племени жили рядом. Каждое поселение кривичей и вятичей имело свое кладбище – курганный могильник. Эти могильники представляют собой невысокие округлые земляные холмики и находятся обычно недалеко от речки, ручья, озера. Подсчеты могильников показывают, что села располагались довольно густо, но были небольшие – не более чем из десятка домов.
Археологами обследованы захоронения в районе Акатова, Салтыковки, Павлино, Фенино, Руднево, у Марусино на речке Чернавке, у Милета на реке Вьюнке. По мнению археологов, часть захоронений принадлежала кривичам, часть вятичам. В черте самого города Балашиха обнаружены кривические курганы, а к западу и к югу от него встречаются уже захоронения вятичей. Вплотную к балашихинскому городищу примыкают курганные захоронения кривичей XII века. Здесь найдена лепная и круговая толстостенная керамика с волнистым и линейным орнаментом, белоглиняная керамика, полуразрушенные гончарные горны для обжига.
История археологических исследований на территории Балашихинского района насчитывает более 110 лет. В фондах Государственного Исторического музея хранится достаточно представительная коллекция предметов XII – XIII вв., происходящих из курганных некрополей, располагавшихся на территории нашего района. Планомерные исследования в послевоенный период здесь были напрямую связаны с набиравшим силу краеведческим движением и деятельностью организованного в 1960-е гг. Балашихинского общественного краеведческого музея, куда была передана часть археологических коллекций.